Система управления охраной труда
Согласно СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее - СТБ 18001-2009) под системой управления охраной труда
(СУОТ) понимается часть системы управления организации,
предназначенная для реализации политики в области охраны труда
организации, а также управления рисками.
СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов
(планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и
ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны
труда.
СУОТ - это регламентированная законодательством совокупность
организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и
социально-экономических мероприятий, методов и средств управления,
направленных на организацию деятельности по обеспечению
безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности
человека в процессе труда, включающих в себя выявление
производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования
работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению,
а также осуществление постоянного мониторинга и измерение
результативности в области охраны труда.
Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять
производственные опасности, давать оценку рискам гибели и
травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать
эффективные меры по их снижению.
Процесс создания и внедрения СУОТ на предприятии включает ряд стадий:
1) анализ действующей на предприятии СУОТ;
2) разработка (корректировка существующей) СУОТ;
3) внедрение разработанной СУОТ;
4) проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;
5) контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;
6) анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.
В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на
предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие
процедуры:
1)
идентификация, получение информации, содержащей законодательные и
иные обязательные требования, и обеспечение доступа к
законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области
охраны труда;
2) идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками;
3) установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда;
4) определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда;
5) обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда;
6) управление всеми видами документов и данными по охране труда;
7) идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий;
8) осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда;
9) оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда;
10)
расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных
заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия,
корректирующие и предупреждающие действия;
11) управление записями;
12) проведение внутренних аудитов СУОТ;
13) проведение анализа со стороны руководства.
Для предприятия (и особенно для его руководителей) важно знать, как
должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти
требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки
СУОТ предприятие получает условно называемую «документальную» СУОТ,
которая состоит из:
-
руководства по СУОТ - это своеобразный путеводитель по СУОТ, в
котором кратко описываются ключевые элементы СУОТ и взаимодействие
между различными частями данной системы;
-
процедур СУОТ. Процедура - это способ осуществления деятельности
или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или
нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов
предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний
и т.д.;
-
рабочих инструкций. Предназначены для работников, выполняющих
конкретные задачи по охране труда, включают в себя: инструкции по
охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения
технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации
оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
-
записей - документы, содержащие сведения о достигнутых результатах
или свидетельства осуществления определенной деятельности.
Включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных
заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы,
протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные
отчеты и т.д.
Внедрение СУОТ
на предприятии осуществляется путем: ознакомления руководителей и
работников предприятия со всеми разработанными процедурами,
инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения
руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в
области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в
рамках охраны труда.
Рекомендация: о том, что на предприятии разработана и внедрена СУОТ, желательно уведомить местный исполнительный комитет.
За нарушение требований по охране труда законодательством
Республики Беларусь предусмотрена административная (статьей 9.17 Кодекса
Республики Беларусь об административных правонарушениях) и
уголовная ответственность (статья 306 Уголовного кодекса Республики
Беларусь).Система управления охраной труда
Согласно СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее - СТБ 18001-2009) под системой управления охраной труда
(СУОТ) понимается часть системы управления организации,
предназначенная для реализации политики в области охраны труда
организации, а также управления рисками.
СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов
(планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и
ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны
труда.
СУОТ - это регламентированная законодательством совокупность
организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и
социально-экономических мероприятий, методов и средств управления,
направленных на организацию деятельности по обеспечению
безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности
человека в процессе труда, включающих в себя выявление
производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования
работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению,
а также осуществление постоянного мониторинга и измерение
результативности в области охраны труда.
Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять
производственные опасности, давать оценку рискам гибели и
травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать
эффективные меры по их снижению.
Процесс создания и внедрения СУОТ на предприятии включает ряд стадий:
1) анализ действующей на предприятии СУОТ;
2) разработка (корректировка существующей) СУОТ;
3) внедрение разработанной СУОТ;
4) проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;
5) контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;
6) анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.
В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на
предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие
процедуры:
1)
идентификация, получение информации, содержащей законодательные и
иные обязательные требования, и обеспечение доступа к
законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области
охраны труда;
2) идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками;
3) установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда;
4) определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда;
5) обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда;
6) управление всеми видами документов и данными по охране труда;
7) идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий;
8) осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда;
9) оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда;
10)
расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных
заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия,
корректирующие и предупреждающие действия;
11) управление записями;
12) проведение внутренних аудитов СУОТ;
13) проведение анализа со стороны руководства.
Для предприятия (и особенно для его руководителей) важно знать, как
должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти
требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки
СУОТ предприятие получает условно называемую «документальную» СУОТ,
которая состоит из:
-
руководства по СУОТ - это своеобразный путеводитель по СУОТ, в
котором кратко описываются ключевые элементы СУОТ и взаимодействие
между различными частями данной системы;
-
процедур СУОТ. Процедура - это способ осуществления деятельности
или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или
нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов
предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний
и т.д.;
-
рабочих инструкций. Предназначены для работников, выполняющих
конкретные задачи по охране труда, включают в себя: инструкции по
охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения
технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации
оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
-
записей - документы, содержащие сведения о достигнутых результатах
или свидетельства осуществления определенной деятельности.
Включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных
заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы,
протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные
отчеты и т.д.
Внедрение СУОТ
на предприятии осуществляется путем: ознакомления руководителей и
работников предприятия со всеми разработанными процедурами,
инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения
руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в
области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в
рамках охраны труда.
Рекомендация: о том, что на предприятии разработана и внедрена СУОТ, желательно уведомить местный исполнительный комитет.
За нарушение требований по охране труда законодательством
Республики Беларусь предусмотрена административная (статьей 9.17 Кодекса
Республики Беларусь об административных правонарушениях) и
уголовная ответственность (статья 306 Уголовного кодекса Республики
Беларусь).